Ксенофа́н Колофо́нский лидерство

Материал о Ксенофане Колофонском взят из открытых источников и вобщем-то доступен каждому. Преподаётся в вузах и школах по лидерству в сжатом виде. В чём уникальность? Уникальность отмечена — нами. В том, что Ксенофан — один из первых выражает Идею «Абсолютного Лидерства», которую спустя тысячелетия взялись развивать мы в нашем Клубе «Идеальный Лидер» (КИЛ).

Ксенофа́н Колофо́нский (около 570 до н. э., Колофон, Малая Азия — после 478 до н. э., Элея, Южная Италия, Великая Греция) — древнегреческий поэт и философ.
Наблюдательный и склонный к насмешке, он подверг критике господствовавшие представления о множестве богов, которыми поэты и народная выдумка населили Олимп. По Ксенофану, мифология — это продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не только не превосходят людей нравственно, но и не могут быть предметом поклонения:

Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою —
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Так как люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…

— (Перев. Ф. Ф. Зелинского)

При этом Ксенофан не просто критиковал богов с моральной точки зрения и указывал на то, что люди сотворили богов по своему подобию, но и указывал на причину появления богов в мировоззрениях. Незнание порождает веру в сверхъестественное, суеверия и, в конечном счёте, в богов. Кроме того, «не боги с самого начала открыли все смертным, но постепенно, доискиваясь, они [люди] находят лучшее». Такая позиция позволила рассматривать Ксенофана как предтечу атеизма.

Он называл мир в целом «единым богом», рассуждая с пантеистических позиций.

«Допустим, что богов много, — начинает он свое рассуждение на эту тему. — Если при этом они в одном будут превосходить друг друга, в другом — уступать, то они не будут богами, потому что божество по своей природе не терпит над собой господства. Если же они равны, то не будут обладать природой бога, потому что бог должен обладать превосходством над всеми, а равное не лучше и не хуже равного. Поэтому, коль скоро бог есть, и коль скоро он таков, то он должен быть только один. Кроме того, будь их много, то он не обладал бы силой [совершить] всё, что пожелает. Следовательно, он только один»…

Во-первых, тут нужно понимать, что под «единым богом» Ксенофан не рассматривал какое-то персонифицированное существо по образу и подобию человека, что уже явно опровергает его монотеизм. Он в данном случае рассматривал под «единым богом» саму природу. Но и пантеистом его назвать нельзя, т.к. он вовсе не обожествлял природу.

Во-вторых, нужно понимать, что данное логическое доказательство он приводит не в защиту какого-то единого бога (пусть даже природы), а только в пику существующих тогда представлений о множественности богов, доказывая глупость этих представлений.

«Не боги с самого начала открыли всё смертным, но постепенно, доискиваясь, они [люди] находят лучшее».

Познай
~~~~~~~
Познай Любовь –
О ней сказал Поэт.
Познай и Честь –
Дворяне кровь пролили.
Познай Добро –
Есть в мире или нет?
О Мудрости философы твердили.
Познай Беду,
Ту долю отгреби —
Умой слезами стонущее Сердце.
А Истину в Душе ты сбереги.
Чтобы из Совести не сделать иноверца!

Алёна А. Арих,

Тренер-Эксперт по Лидерству
Все виды Лидерства, включая
Креативное Лидерство, Идеальное Лидерство,
Абсолютное Лидерство, Неформальное Лидерство.