В.Л.Райков, Творческий гипноз

Здесь представлена Концепция новой науки либо нового направления в науке Психология — КРЕАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КРЕАТИВНО-СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ), авторы Концепции Е.А.Белова (Арих), С.А.Арих, 2021. В настоящее время данная наука находится в стадии концептуализации.

Речь идёт о подготовке научной базы Креативной Психологии (Креативно-Суггестивной Психологии) и вхождения в данную науку (либо направление Психологии) соответствующих НАПРАВЛЕНИЙ, МЕТОДОЛОГИЙ, МЕТОДОВ и ПРИЁМОВ.

Таким образом, происходит Основание Науки Креативная Психология (Креативно-Суггестивная Психология) либо основание (выделение) нового направления в науке Психология — Креативная Психология (Креативно-Суггестивная Психология), Е.А.Белова (Арих), С.А.Арих, 2021, с разработкой научной базы, определений и т.д. То есть ВЫДЕЛЕНИЕ направления для ясности.

КРЕАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ЭТО НАУКА О КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСТВЕ) В ПСИХОЛОГИИ и О ПСИХОЛОГИИ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСТВА). — Е.А.Белова (Арих)

Принимаем любые предложения, дополнения, изменения и конструктивную критику от коллег. Потому что это важно.


Креативная психология (Креативно-Суггестивная Психология) противопоставляется такому виду психологии как деструктивная* психология, например, психология подавления (подавление личности), психология принуждения, психологическая манипуляция деструктивного характера, детская деструктивная психология и т.д.

*Деструкция — нарушение целостности, уничтожение, разрушение.

Понятие СУГГЕСТИИ в данном контекст имеет конструктивную созидательную направленность.


Если говорить о вхождении наук и направлений друг в друга, то на взгляд Автора данной статьи, Креативную педагогику (А.Г.Алейников, 1989) мы можем отнести к Креативной психологии. Либо это пересечение наук, так как определение Креативной педагогики включает в себя психологические термины и приёмы:

«Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов».


Видимо, поэтому, в 2013-м году Вишнякова Н.Ф. Институт психологии Опольского университета г. Ополе, 50043, Польша, выдвинула Концепцию Креативной ПсихоПедагогики. Объединяющей Педагогику и Психологию. Автор приводит следующие аргументы в пользу своей Концепции:

«Практическая интеграция психологической и педагогической наук – это реальность. Искусственное отделение психологии от педагогики и наоборот нецелесообразно по объективной причине единства объекта изучения и воздействия, которым является личность. Необходимо находить реальные точки соприкосновения и даже взаимопроникновения психологии в педагогику и наоборот. Это объясняется и тем, что педагогика должна в определенных сферах, особенно в сфере диагностики и психокоррекции, опираться на психологию. Не случайно в педагогических институтах преподается комплекс психологопедагогических дисциплин, что подчеркивает взаимосвязь этих наук в сфере обучения.»


Так что же ПЕРВИЧНО?

Психология или Педагогика? Креативная педагогика, Креативная психология или Креативная психопедагогика?

Какая из наук должна входить в другую? Либо как ВЫДЕЛИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ НАУК?

Это НЕОБХОДИМО для ясности в работе Психологов (школьных психологов), Педагогов, Креативных Психологов (практиков Креативных методов и приёмов, а также специалистов, изучающих Психологию креативности) и Креативных педагогов (включающих в свою работу Креативные методы и приёмы для работы с детьми, а также никуда не включённые — Творческий гипноз, вербальные и невербальные суггестивные техники педагогов и психологов, педагогов-гипнологов), так как наука Креативная педагогика уже является ПРАКТИКОЙ многих стран, как и Творческий гипноз начинает входить в инструменты Психологов и Педагогов.


Мы рассматриваем Креативную педагогику и Креативную психопедагогику как направления более КРУПНОЙ СИСТЕМЫ — Креативной Психологии (Креативно-Суггестивной Психологии). Сюда же мы можем отнести все креативные (творческие) и суггестивные МЕТОДЫ работы с психикой человека. Как и рассматривать психологию самой креативности и суггестии.


Если ГИПНОЗ (вербальные и невербальные его формы) относить к науке Психология, то Творческий гипноз В.Л.Райкова, направленный на раскрытие способностей человека, детей, на перевод в креативную ориентацию, и будет являться МЕТОДОМ Креативной психологии (если точнее, то — Креативно-Суггестивной Психологии) , а не Креативной педагогики, либо Креативной психопедагогики.

Рассуждение простое. Мы не можем отнести ТВОРЧЕСКИЙ ГИПНОЗ к Креативной педагогике, например, как и Креативную педагогику к Творческому гипнозу в чистом виде. Но ЦЕЛЬ у них одна — РАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (сверхспособностей, гениальности), перевод человека (ребёнка, учащегося) в креативную и гениальную ориентацию.

Так как же мы будем ОБЪЕДИНЯТЬ эти направления для НАУКИ? Или Творческий гипноз В.Л.Райкова так и будет между-научным или около-научным явлением? Как и Суггестопедия Лозанова.


Научной базы Творческого гипноза на настоящий момент мы не обнаружили. Но он представляет интерес для меня, как практика Креативной педагогики и Креативной психологии как Метод работы по развитию способностей человека, быстрого перевода человека в креативную ориентацию.


На нашей сайте «Мегаинноватор» опубликована статья «Семантическая копия человека«, в которой мы применили этот термин для определения сущности того направления в раскрытии творческих способностей, которое применял гипнотерапевт В.Л.Райков. Своими силами ОБЪЯСНИЛИ с научной точки зрения это ЯВЛЕНИЕ.

В настоящее время Е.А.Белова и С.А.Арих разрабатывают научную базу Креативной психологии (Креативно-Суггестивной Психологии) и таким образом, Творческий гипноз как один из Методов, возможно, будет научно описан.


Суггестивная педагогика Г.К.Лозанова, используемая для ускоренного обучения иностранным языкам — это Методы и приёмы как креативного педагогического воздействия на учащихся, так и психологического суггестивного воздействия.

Румянцева И.М. (Психология речи и лингвопедагогическая психология) пишет: Суггестопедия «обращается ко всему комплексу возможностей человека»; она возвращает ему веру в себя, дает ощущение внутренней свободы, использует способность человека «не только к активному, но и пассивному вниманию», не только к сознательной, но и к «бессознательной периферийной перцепции» [250, с. 91].

И поэтому Суггестопедию мы также можем отнести к КРЕАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (КРЕАТИВНО-СУГГЕСТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ) .

Делаем ВЫВОД:

Есть КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА (КП) (1989, А.Г.Алейников) и есть СУГГЕСТОПЕДИЯ (1970, Г.К.Лозанов). То есть — Суггестивная педагогика.

И одна и вторая ПОКАЗАЛИ прекрасные результаты.
Креативная Педагогика выдвинута Автором как ОТДЕЛЬНАЯ НАУКА.
И уже вошла в Энциклопедии, журналы, книги, и факультеты в ВУЗах.
КП противопоставлена таким видам педагогик как критическая педагогика, педагогика сотрудничества, педагогика принуждения.

СУГГЕСТОПЕДИЯ же обозначена как суггестивное направление в Педагогике. Но она также использует творческие методы — музыку, актёрское мастерство, работу с воображением, элементы игры и т.д.

……………….

СУГГЕСТОПЕДИЯ [< лат. suggestio — внушение + гр. paideia — обучение] — пед. система приемов и методов обучения, при которых создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала; с. предполагает веру учащегося в свои способности, в авторитет педагога и изучаемого текста; вводятся элементы игры (в частности, при изучении иностранных языков), параллельно используется музыкальное воздействие, создающее эффект готовности восприятия материала.

……………….

Фактически Суггестопедия пересекается с Креативной педагогикой как в Принципах, «надкритическом» воздействии, так и в Приёмах и Методах.

Сделать Суггестопедию направлением Креативной педагогики не получится, потому что Креативная педагогика не указывает и не утверждает, ни в названии, ни в определениях, что использует суггестивные методы и приёмы. Плюс у каждого из направлений есть Авторские методики.

Вот и начинается путаница — что мы относим и — куда.

Поэтому КРЕАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КРЕАТИВНО-СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — Концепция Е.А.Белова, С.А.Арих, 2021 снимает эту неоднозначность и как НОВАЯ НАУКА может включить в себя как КРЕАТИВНУЮ ПЕДАГОГИКУ, так и СУГГЕСТОПЕДИЮ. Как два НАПРАВЛЕНИЯ ОДНОЙ НАУКИ.


Каждое из направлений должно занять ПРАВИЛЬНОЕ место в НАУКЕ.


— Креативная педагогика (А.Г.Алейников)
— Креативная лингвистика (А.Г.Алейников)
— Креативное лидерство (А.Г.Алейников)
— Гениусология (А.Г.Алейников)
— Созидоника (А.Г.Алейников)
— Суггестопедия (Г.К.Лозанов)
— Творческий гипноз (В.Л.Райков)
— Суггестивная лингвистика и т.д.


ВСЕ ОНИ по определению Автора данной статьи относятся к КРЕАТИВНО-СУГГЕСТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ.

Статья ЗДЕСЬ


КРЕАТИВНО-СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — МОЖЕТ СТАТЬ НАУКОЙ О КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСТВЕ) И СУГГЕСТИИ В ПСИХОЛОГИИ и О ПСИХОЛОГИИ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСТВА) И СУГГЕСТИИ. — Е.А.Белова (Арих)

Будем рады сотрудничеству со специалистами данного направления.


Автор статьи: Е.А.Белова (Арих), 02.12.2021

Используемая литература:

  1. Алейников А.Г., Креативная педагогика, 1989
  2. Румянцева И.М., Психология речи и лингвопедагогическая психология.
  3. Вишнякова Н.Ф., Креативная психопедагогика, 2013.
  4. Лозанов Г.К., Суггестопедия, 1970.
  5. Райков В.Л., Творческий гипноз
  6. Востриков А.А. Суггестивная педагогика. Педагогическая психотерапия

Продолжение следует…